Детский конфликт – как вести себя родителям

Первые ссоры на детской площадке

Малыши в возрасте 2-3 лет – страшные собственники. И первые ссоры происходят обычно из-за игрушек. Один ребенок не хочет никому давать свои машинки-совочки, другой очень хочет ими поиграть – и начинаются крики и плач. Без мам тут не обойтись и обычно разумные родители быстро гасят конфликт.

В этом возрасте как раз и можно заложить в характер ребенка доброжелательное отношение к окружающим, постараться настроить его на дружбу и умение уступать.

Поощряя эгоизм и негативное восприятие других детей как конкурентов, родители рискуют получить множество проблем в дальнейшем, когда ребенок должен будет налаживать отношения без помощи мамы и папы.

Детский сад — не только игры

Первый коллектив ребенка – группа в детском саду или яслях. Здесь он получает не только знания, он учится жить в мире с такими же малышами, как и он. А учиться без ошибок не может никто. Поэтому ссоры случаются, и мамы при них уже не присутствуют.

Конечно, мирить детей должен в первую очередь воспитатель. Но роль мамы тоже важна. Обязательно выслушайте ребенка о причинах размолвки, постарайтесь быть объективны – ваш малыш тоже может быть неправ. Лучше постарайтесь примирить его с обидчиком, особенно если тот уже попросил прощения.

Ни в коем случае не нужно ругать чужого ребенка, даже если он дерется. Сделайте замечание, если стали свидетелем такого происшествия и расскажите воспитателю. Представьте, что кто-то так же может отчитать вашего малыша.

Школьные ссоры

В школе все уже намного серьезнее, даже в младших классах, за которыми пристально следит классный руководитель, почти как воспитатель в детском саду.

В начальной школе дети зачастую борются за внимание любимой учительницы, хорошие оценки. К сожалению, часто те ребята, кто учится послабее, становятся объектами для насмешек.

Что делать, если ребенок не прижился в коллективе и не нашел друзей? Ситуацию нужно хорошенько изучить. Поговорить с классным руководителем или школьным психологом, подробно выслушать самого ребенка. Возможно, ребенок немного сгущает краски, особенно если не ходил в детский сад и нахождение в новом коллективе для него сильный стресс.

Научите ребенка отвечать на насмешки, резко пресекать попытки толкаться или обзываться. Жаловаться учителю нужно только в крайних случаях – если он прослывет ябедой, это вовсе не поможет обзавестись друзьями.

Нужно учиться постоять за себя, и даже тихим и стеснительным деткам приходится с этим столкнуться. А мама тут может помочь только советом и психологической поддержкой. Настраивайте на положительный исход: вы помиритесь, ребята хорошие, просто плохо тебя знают, вы еще подружитесь. Не нужно активно обвинять детей, даже если вы уверены, что они неправы.

Подростковые конфликты

Половое созревание проходит примерно с 12 до 16 лет, и в этот период у подростков наряду с физическими изменениями организма происходит перестройка нервной системы. Дети становятся обидчивы, раздражительны, остро воспринимают малейшую ложь или несправедливость. И конечно, не обходится без ссор.

Порой дети так переживают конфликты с одноклассниками, что мамам и папам трудно наблюдать за этим, не вмешиваясь. Ребенок страдает, его обидели, возможно, незаслуженно. Что делать? Ждать, пока наладится, или идти в школу? А может, позвонить обидчикам?

Встревать в конфликты детей нужно только в самом крайнем случае, если существует угроза для здоровья или жизни. В остальных случаях напрямую общаться с участниками происшедшего или их родителями не стоит. Можно косвенно повлиять на ситуацию, поговорив со школьным учителем, так вы услышите мнение незаинтересованной стороны и лучше представите обстановку в классе.

Чем помочь ребенку? Постарайтесь сохранить с ним доверительные отношения, он всегда должен помнить, как дорог своим родителям. Вызовите его на откровенный разговор, выслушайте и не давайте категоричных оценок. Расскажите ему истории из своей юности, конечно, с хорошим концом, где все в итоге помирились и подружились еще крепче.

Выработайте линию поведения с обидчиками. Продумайте, как парировать насмешки или оскорбительные намеки. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее, пусть даже не все из этого пригодится. Поддержка мамы или папы ему очень важна, он будет спокойнее, зная, что родители в курсе происходящего и смогут защитить его, если все-таки это понадобится.

Все против одного

К сожалению, в детских коллективах иногда случается и такое – кого-то выбирают жертвой всеобщих насмешек. Или объявляют бойкот и не разговаривают по нескольку дней. Выдержать такое испытание и взрослому тяжело, что говорить про ребенка с неокрепшей психикой?

Если это случилось с вашим ребенком, то тут путей всего два. Или налаживать отношения в коллективе, или искать другой. Что выбрать – зависит от степени ранимости «жертвы» и от масштабов проблемы. С одной стороны, нужно приучать детей бороться с трудностями, с другой – нужно беречь их нервы и психическое здоровье.

Поговорите с руководителем коллектива, попробуйте понять, из-за чего к вашему ребенку сложилось такое отношение? Что говорят дети? И как она сама относится к нему? Пытается ли пресечь насмешки или «закрывает глаза», потакая обидчикам?

Если вы поймете причину, преодолеть проблему будет легче. Возможно, дело в очках или лишнем весе, а может, ребенок все время забывает свои вещи? Если дело в таких мелочах, стоит посоветовать научиться смеяться над собой, отвечать шутками. Ведь есть недостатки, которые не исправить, нужно учиться с ними жить.

Бойкот – страшное оружие коллектива. Вынести такое наказание под силу не каждому, зачастую с коллективом расстаются. Если это в планы не входит, просите помощи у классного руководителя: предложите провести открытое собрание в присутствии школьного психолога, опрос, классный час. Конечно, если ребенок уже достаточно взрослый, нужно посоветоваться с ним, ваше вмешательство может навредить.

Всегда выясняйте причину, старайтесь быть объективными и поддерживайте своих детей, тогда вам по силам будут все трудности!